Статья theguardian.com «Таинственное заболевание, называемое «синдром визуального снега»
Ссылка на оригинал: тут
Оригинал написан 08.08.16
Таинственное заболевание, называемое «синдром визуального снега». Оно характеризуется наличием помех перед глазами, словно на телеэкране с плохим сигналом и размытых следов от предметов. Это расстройство ставит в тупик экспертов – настолько, что лишь небольшая часть докторов и пациентов вступили в борьбу с этим заболеванием.
Визуальный снег – поэтическое название странной аномалии зрения. Люди, страдающие этим синдромом, видят перед глазами нечто, похожее на снег или помехи на телеэкране с плохим сигналом, что часто сопровождается небольшими движущимися вспышками или остаточными изображениями, которые задерживаются перед глазами на некоторое время после отведения взгляда. Симптомы могут сопровождать пациентов постоянно, либо же появляться внезапно, и это совсем не то, от чего можно испытать облегчение. На самом деле, они ярче выражены, если закрыть глаза. Лекарства не найдено, а о причинах возникновения известно очень мало; нынешние исследования показывают, что глаза сами по себе находятся в норме. А какая часть мозга отвечает за подобное состояние, пока неизвестно.
Даже поиск фразы в Google даёт лишь несколько результатов. Специальной медицинской статьи, посвящённой этому состоянию, также не существует (в то время как имеются статьи на тему перхоти или царапин).
«Медицинской статьи о визуальном снеге нет, так как его не существует», говорит профессор Питер Гоадсби, один из нескольких экспертов, занимающихся вопросами этого заболевания в Великобритании. Специалист по лечению мигреней и директор независимого международного благотворительного фонда Wellcome Trust и Национального Института Медицинских Исследований при Королевском колледже Лондона, Гоадсби заинтересовался этим состоянием, поскольку оно совпадает с некоторыми формами ауры мигрени. Он обнаруживает это и даёт название «однотипное расстройство». «В медицине такого понятия пока не существует. Когда я впервые предложил провести исследования данного состояния, коллеги подумали, что я совсем сумасшедший».
Люди, страдающие синдромом визуального снега, обычно описывают поле зрения, похожее на экран старого телевизора с плохим сигналом. Другие говорят об изображениях, сохраняющихся после того, как визуальный стимул исчезает, в виде задерживающихся или остающихся картин (расстройство известно под названием «палинопсия» или «зрительная персеверация»). Изогнутые линии и вспышки света также постоянно упоминаются. Помимо этого встречаются более редкие явления, такие как куриная слепота, светобоязнь и тиннитус (звон и шум в ушах).
Некоторые люди пребывают в таком состоянии на протяжении всей своей жизни. Однако сложно сказать, сколько людей всегда жили с такой патологией, ведь они могут не осознавать, что это является чем-то особенным. «Мы склонны рассматривать себя, как стандарт нормальности», отмечает Гоадсби. Более того, изучая синдром визуального снега, он сотрудничает с доктором, который, основываясь на описаниях состояния, осознал наличие у себя этого заболевания. «Этот человек прошёл медицинскую школу и знает, как работает мозг», говорит Гоадсби. «Тем не менее даже он считал, что такое поле зрения является нормой для всех. Он не осознавал, что его состояние отличается».
Поэтому, попытка определить количество людей, страдающих синдромом визуального снега – «абсолютно невозможная задача». К тому же это состояние может появиться у человека любого возраста. Аманда Райт, студентка магистратуры в Копенгагене, говорит, что «этот странный способ видеть преследовал меня всю жизнь, но никто не слушал и не понимал, когда я пыталась объяснить». Явные признаки визуального снега, присутствующие у неё, – рябь перед глазами, размытые следы от предметов в виде свечения и, обычно, детализированные фрагменты, такие как военные сцены или «Гватемальсий рынок». «Задумываюсь о том, каково это видеть без бликов и помех перед глазами. Должно быть, очень спокойно», говорит она.
По крайней мере, Райт предполагает, что с таким состоянием никогда не заскучаешь. «Можно посмотреть на потолок и увидеть симфонию цветов». А один факт приносит облегчение: «несмотря на наличие синдрома визуального снега, вы не всегда его переживаете: когда увлечены определённой задачей, вы не замечаете его».
Существует лишь одна благотворительная организация финансирования исследований этой патологии. Это Организация, занимающаяся вопросами зрения и заболевания глаз (Eye on Vision Foundation), основанная Дженнифер Амброс, которая видит помехи, закрыв глаза или в темноте с самого детства. Проснувшись однажды утром и увидев расплывающиеся облака и пятна, закрывающие поле зрения, она назначила встречу с офтальмологом. Однако врач выяснил лишь то, что у неё нет разрыва сетчатки или видимых повреждений. Её ситуация не улучшилась; фактически стало хуже. «У меня появились раздваивающиеся изображения, свечение, мерцание». Она основала организацию, чтобы обратить внимание общественности на эту проблему и профинансировать исследования.
«Медицинское сообщество оказывает более значительную поддержку, нежели 10 лет назад. Однако ответ остаётся прежним: «Мы не можем ничего для вас сделать», тем не менее, это справедливый ответ, потому что требуется больше исследований». Что касается практических указаний, рекомендации, как справляться с состоянием, отличаются, но однозначно советуется избегать флуоресцентного освещения, ношения поляризационных очков и делать регулярные перерывы при работе за компьютером.
Как и в случае со многими другими заболеваниями, для которых доступна лишь небольшая часть терапевтической поддержки, существует активное онлайн-сообщество, посвящённое синдрому. В группе на фейсбуке (https://m.facebook.com/VISUAL-SNOW-SUPPORT-GROUP-139132782777570/) подписано более 5 тыс. человек. Темы бесед различны: начиная с обновлений, связанных с приёмом у невролога, и заканчивая советами по изменению питания. Администратор группы – Джон Крамер, 39 лет, из Мичигана, США. «Группа в Facebook – это … место, где люди могут узнать что-то новое о своём состоянии, а также получить поддержку в те моменты, когда состояние достигает критической точки», говорит он.
О причинах возникновения синдрома мало что известно. Существуют теории связи употребления легальных и запрещённых наркотических средств, аутоиммунных заболеваний, болезни Лайма и длительного расстройства восприятия, вызванного галлюциногенами. Но ни одна теория не доказана. Цель Гоадсби – добиться, чтобы медицинское сообщество признало это заболевание. «Для этих людей сделано слишком мало. В то время как некоторым удаётся жить нормально, другие совершенно беспомощны из-за синдрома. Нам нужно точно понять, с чем мы имеем дело. Следует прояснить, что происходит с мозгом этих людей. Мы знаем, что в конечном счёте ситуация стабилизируется. Мы знаем, что вы не потеряете зрение. Было сделано несколько изображений мозга, где зафиксирована необычная активность в зрительной зоне коры головного мозга в задней части».
«Этого не существует», повторяет он. «Но я собираюсь сделать так, чтобы существовало».